Метод макетного проектирования
Совершенствуя методологию своего труда, дизайнеры пошли дальше. Чтобы сократить сроки работы над очередным объектом, они применили метод макетного проектирования. Что он собою представляет?
— При традиционном методе проектирования, — отвечает на этот вопрос В. А. Савельев, — созданию опытной машины предшествует большая рутинная работа. Она, прежде всего, заключается в разработке многотомного комплекта чертежей для изготовления ходового образца. Затем этот цикл в зависимости от полученных результатов повторяется еще несколько раз. Таким образом, на проектирование мотоцикла уходит не менее двух лет, а автомобиля — в несколько раз больше.
Макетное проектирование позволяет сократить эти сроки в 2—2,5 раза. За счет чего же?
Во-первых, достигается это организационным путем, т. е. создается небольшой творческий коллектив, как правило, из 5—6 человек, в который входят дизайнеры, конструкторы и макетировщики. Такой подбор специалистов, объединенных общей задачей, обусловливает единство действий, творческую взаимосвязь и общее стремление к конечному результату.
Во-вторых, эта группа совсем по-иному строит свою работу. После предварительного проектирования и выработки основной концепции выполняется объемный посадочно-компоновочный макет. Он и становится базой как для разработки дизайн-проекта, так и для дальнейшего конструирования. Этим достигается возможность параллельного проектирования на основе выбранной и согласованной базы.
Прямо с пластилинового макета, без разработки плаза поверхности и чертежей, опытные макетировщики изготавливают деревянные модели, по которым методом вакуумной формовки получают пластмассовые навесные детали. Для мягких элементов из стеклопласта изготавливают временные формы. Такая работа под силу специалистам очень высокой квалификации. Их сегодня «Ижмашу» не занимать. В ЦКБ автомототехники создан крепкий коллектив макетной лаборатории во главе с Ю. С. Васильевым. Макетировщики в твердых материалах повторяют задумки дизайнеров.
А параллельно по эскизной документации изготавливаются остальные элементы нового образца, подготавливаются комплектующие узлы и агрегаты. Сборка производится в соответствии с ранее изготовленной объемной компоновкой.
Таким образом, в кратчайший срок конструкторы создают ходовой демонстрационный макет, который можно подвергнуть испытаниям, чтобы убедиться в правильности принятых решений; провести соответствующие корректировки.
Вслед за этим этапом можно приступать к разработке полного комплекта конструкторской документации для изготовления опытной партии.
Закончив свой подробный рассказ, В. Л. Савельев дал понять, что метод еще нуждается в доработке и совершенствовании. Было бы больше возможностей для этого, если бы не отставало производство, если бы не приходилось так часто работать «на корзину». Сегодня путь от проекта до реальной машины еще слишком долог, и это, помимо всего прочего, сковывает инициативу разработчиков, в первую очередь дизайнеров.
Впрочем, их мысль не останавливается, движется вперед, несмотря на такие тормозящие факторы, как недостаточная восприимчивость производства к новому.
< Предыдущая | Следующая > |
---|