Довоенная история
Если бы город Ижевск имел свой герб, то непременными его деталями стали бы автомобиль и мотоцикл. Вот уже многие годы эти стремительные машины двадцатого века определяют лицо промышленности Удмуртской автономной республики и ее столицы. Общеизвестно, что Ижевск является родиной отечественного мотоциклостроения. В 1929 году здесь под руководством талантливого инженера П. В. Можарова было создано двухколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, которое положило начало целому семейству «ижей», широко известных теперь в нашей стране и за рубежом. В середине 1933 года начался серийный выпуск мотоциклов. Прерванный Великой Отечественной войной, он возобновился уже в 1946 году. И вот «тираж» машин с маркой производственного объединения «Ижмаш» подошел к десяти миллионам. Треть мотоциклов, выпускаемых в стране, производится в Ижевске. Автомобили здесь начали изготавливать значительно позднее — в 1966 году. Но мало кто знает, что первые советские малолитражки НАТИ-2 тоже появились в Ижевске. Родились они на заре индустриализации нашей страны, в одно время с мотоциклами. Однако по-разному сложилась судьба двух направлений моторизации. Документы тех лет, газетные публикации свидетельствуют о том, что инициатива энтузиастов автомобиле- и мотоциклостроения имела поддержку как на месте, так в центральных органах. «В связи с решением облисполкома о строительстве в Ижевске автомобильно-мотоциклетного завода, — писала 15 апреля 1932 года газета «Ижевская правда», — при ОСНХ (областном совете народного хозяйства) организуются опытные мастерские, которые к 1 августа должны будут дать 10 пробных мотоциклов и 10 автомашин. Внимание всей общественности должно быть сосредоточено на соблюдении сроков выпуска этих машин и особенно на качестве их, ибо этим самым на Всесоюзном автопробеге решится вопрос, можно ли дать Ижевску такое ответственное строительство...» |
|